Функциональная граммотность

В нашей школе особое внимание уделяется основам функциональной грамотности, т.к. именно в начальной школе идет интенсивное обучение детей различным видам речевой деятельности - говорению и слушанию, чтению и письму. Обучающиеся используют преобретаемые в школе знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:
     - математическая грамотность;

     - финансовая грамотность;
     - читательская грамотность;
     - естественнонаучная грамотность;
     - информационная грамотность;
     - глобальные компетенции;
     - критическое мышление.

Цель учителя - развить ребёнка.
- развить мышление (из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое)
- развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение
- пространственное восприятие
- развить моторную функцию, свособность контролировать свои движения, а также мелкую моторику
- развить коммуникативную способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением
Решая эти задачи, учитель получает в результате функционально развитую личность.

Нормативно-правовые документы

Распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р «Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»

Распоряжение Комитета по образованию от 01.12.2021 № 3197-р «О внесении изменения в распоряжение Комитета по образованию от 15.09.2021 № 2598-р»

Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 01.10.2021 № 01-218/08-01 «Об обеспечении использования электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Комитета по образованию от 25.11.2021 № 03-28-9830/21-0-0 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Письмо Комитета по образованию от 15.03.2022 № 03-28-2991/22-0-0 «О проведении итоговой диагностики в электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»

Распоряжение АНР от 24.01.2022 № 247-р «О внесении изменений в распоряжение АНР от 24.09.2021 № 4673-р»

Информационно-методические материалы

Примеры открытых заданий по естественно-научной грамотности PISA
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA
Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA

Банк заданий можно познакомиться, перейдя по ссылке на страницу Института стратегии развития образования

  • https://resh.edu.ru/'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185);Российская электронная школа
  • Министерство просвещения РФ: https://fg.resh.edu.ru/'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
  • ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
  • ФИОКО: https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Открытые задания PISA
  • Институт стратегии развития образования Российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Банк заданий
  • Федеральный портал https://apkpro.ru/'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Академия Минпросвещения России
  • https://edsoo.ru/'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Единое содержание общего образования
  • АППО СПб: https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
  • АППО СПб: https://www.youtube.com/watch?v=Q5TB8gNdwdA'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA
  • АППО СПб, Кафедра начального, основного и среднего общего образования:
  • Издательство Русское слово предлагает https://docs.google.com/document/d/1mkYKkSOBNf59hALFPlup97JbUCOjqaBW7LgAhPIzYh4/edit?usp=sharing'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">большой выбор видеоматериалов по функциональной грамотности, подготовке к ВПР и ГИА 9 – 11.
  • Группа компаний «Просвещение»: https://media.prosv.ru/fg/'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Функциональная грамотность. Банк заданий
  • https://drive.google.com/open?id=1sfy8A_wJitEQDu8_ClMa9GEpxyupPh5g'); return false;" rel="noopener noreferrer" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Формирование функциональной грамотности школьников.
  • Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе https://drive.google.com/open?id=1N_rHDrxWBK0uBp40VFwwbkbYs3DTstHh'); return false;" rel="noopener noreferrer" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Функциональная грамотность как планируемый результат обучения младших школьников
  • https://drive.google.com/drive/folders/1Nnk7ayd8ORKzsojavHRRIFNtCfRO8YFy?usp=sharing'); return false;" style="color: rgb(41, 128, 185); transition: background 0.15s linear 0s, color 0.15s linear 0s;">Материалы лекций и мастер-классов по формированию функциональной грамотности